Принципы прозрачности и лучшие практики научной редакционно-издательской деятельности

(Translated versions are available in Arabic, Catalan, Chinese, Dutch, English, Farsi, Finnish, French, Hindi, Indonesian, Italian, Korean, Polish, Portuguese, Russian, Spanish, Swedish, Turkish, Ukrainian )

Введение

Комитет по этике публикаций (COPE) , Директория журналов открытого доступа (DOAJ), Ассоциация издателей открытого доступа (OASPA)и Всемирная ассоциация медицинских редакторов (WAME) это активно развивающиеся и бурно растущие научные сообщества. В сотрудничестве ими были сформулированы принципы прозрачности и определены лучшие практики редакционно-издательской деятельности, которым должна соответствовать деятельность любых организаций, подающих заявки на членство в COPE, DOAJ и OASPA, а также частично в WAME. Каждая организация также имеет дополнительные критерии, которые используются при оценке заявок на членство. Списки издателей и журналов, чьи практики не соответствуют описанным принципам, не оглашаются.

Данный текст – третья версия документа, опубликованная в январе 2018 года. Первая версия была размещена OASPA в декабре 2013 года, а вторая – в июне 2015. Мы поддерживаем широкое распространение данного документа и приветствуем отзывы об общих принципах и отдельных критериях. Сведения об организациях приводятся далее.

 

Принципы прозрачности

  1. Вебсайт
    Вебсайт журнала, включая размещенный на нем текст, должен демонстрировать, что издателем были приняты меры для обеспечения высоких этических и профессиональных стандартов редакционно-издательской деятельности. На сайте не должно содержаться информации, которая может ввести в заблуждение читателей или авторов. Вебсайт не должен копировать сайты других журналов / издателей. Вебсайт должен содержать раздел «Цели и задачи», где определяется читательская аудитория, сообщается о тематике публикуемого контента и требованиях к авторам (информация о недопустимости множественных и дублирующих публикаций и т.д.). Номера ISSN для печатных и электронных версий должны быть четко отображены.
  2. Название журнала
    Название журнала должно быть уникальным, не совпадать с названиями других журналов и не вводить в заблуждение потенциальных авторов и читателей о его происхождении или связи с другими журналами.
  3. Процесс рецензирования
    JНа вебсайте должна содержаться информация о том, проходят ли поступающие рукописи процедуру рецензирования. Рецензирование – это процесс получения рекомендаций в отношении отдельных рукописей от эксперта в данной предметной области, не являющегося членом редакционной коллегии журнала. Все сведения о типе и ходе процедуры рецензирования, а также политике ее осуществления должны быть четко представлены на сайте. Не допускается гарантирование журналом публикации рукописей, а также их рецензирование в очень короткие сроки.
  4. Права собственности и руководство
    Информация о праве собственности и / или управлении журналом должна быть представлена на вебсайте журнала. Издатели не должны использовать такие названия, которые могут ввести в заблуждение потенциальных авторов и редакторов о владельце журнала.
  5. Управление деятельностью
    Журналы должны иметь редакционные коллегии или другие руководящие органы, членами которых являются признанные эксперты в предметных областях, включенных в сферу деятельности журнала. Полные имена и аффилиации членов редакционной коллегии журнала или другого руководящего органа должны быть представлены на вебсайте журнала.
  6. Редакционная коллегия / контактная информация
    Журналы должны предоставлять полные имена и аффилиации редакторов журнала на вебсайте, а также контактные данные редакции, включая полный адрес.
  7. Авторское право и лицензирование
    TПолитика в отношении авторского права должна быть отражена в «Информации для авторов». В каждой рукописи должны содержаться сведения, кому принадлежат на нее авторские права. Аналогичным образом, информация о типе лицензии, используемой журналом, должна быть четко описана на вебсайте, а условия лицензирования должны быть указаны во всех опубликованных статьях как в HTML, так и в PDF форматах. Если авторам разрешено публиковать их работы в соответствии с лицензией Creative Commons, то должны быть указаны требования конкретной лицензии. Также необходимо описать любые детали в отношении политики публикации препринтов или размещения опубликованных статей в репозиториях третьих сторон.
  8. Плата, взимаемая с автора
    В том случае, если журналом взимается плата с авторов за подготовку рукописи к публикации/ публикацию, информация об этом должна четко представляться на вебсайте так, чтобы авторы смогли бы ее легко обнаружить еще до подачи рукописей на рассмотрение. Если такие сборы не взимаются, это также должно быть указано.
  9. Процесс выявления и предотвращения случаев нарушения этики научной деятельности и научных публикаций
    Издатели и редакторы должны предпринять разумные шаги для выявления и предотвращения публикации документов, в которых имело место нарушение этики научной деятельности и научных публикаций, включая плагиат, манипулирование цитированием, фальсификацию и фабрикацию данных и др. Ни в коем случае ни журнал, ни его редакторы не должны поощрять неправомерное поведение или сознательно допускать саму его возможность. В случае, если издателю или редакторам становится известно о нарушении этики научных публикаций в их журнале, издатель или редактор должны следовать рекомендациям COPE или аналогичным документам.
  10. Публикационная этика
    Журнал должен содержать раздел, описывающий его политику в области публикационной этики. Данная информация должна легко обнаруживаться и включать следующие пункты в отношении: а) вопросов авторства, вклада каждого автора в исследование/публикацию и прочего контрибуторства; б) процедуры обращения с поступающими жалобами; в) конфликта интересов; г) повторного использования и воспроизводства данных; д) этического надзора; е) интеллектуальной собственности; и ж) разворачивания пост-публикационных дискуссий и внесения изменений в опубликованный контент.
  11. Периодичность выпусков
    Периодичность выпусков журнала должна быть четко обозначена.
  12. Тип доступа
    На вебсайте журнала должна быть представлена информация о том, каким образом читатель получает доступ к отдельным статьям и связан ли он с подпиской или платой за просмотр.
  13. Архивирование
    Должна быть описана политика журнала в отношении электронного резервного копирования и гарантирования доступа к контенту журнала (например, доступ к основным статьям через CLOCKSS или PubMedCentral) в случае, если журнал больше не публикуется.
  14. Бизнес-модель деятельности
    Бизнес-модель деятельности или источники дохода журнала (например, плата авторов за подготовку рукописи к публикации, подписка, реклама, репринты, институциональная поддержка) должны быть четко описаны на веб-сайте журнала. Взимание платы с авторов или политика в отношении особых случаев (waiver status) не должны влиять на принятие редакционных решений.
  15. Реклама
    Если журнал использует рекламу, политика в отношении нее должна быть четко прописана, в том числе, какие типы рекламных объявлений размещаются, кто принимает решения относительно их принятия, связаны ли они с контентом и поведением читателя или отображаются случайным образом. Рекламный контент не должен оказывать влияние на принятие решений редколлегии и должен размещаться отдельно от научного контента.
  16. Прямой маркетинг
    Любые прямые маркетинговые мероприятия, в том числе публикация статей, подготовленных по просьбе журнала, должны быть уместными, целенаправленными и ненавязчивыми. Любая информация об издателе или журнале должна быть правдивой и не должна вводить в заблуждение ни читателей, ни авторов.
  17. IВ случае, если организация-член данных научных сообществ нарушила описанные лучшие практики или специфические требования научного сообщества, OASPA / DOAJ / COPE / WAME сначала пытаются решить возникшие проблемы в индивидуальном порядке. В случае, если организация-член не может или не желает решать эти проблемы, ее членство в научном сообществе может быть приостановлено или прекращено. Во всех научных сообществах действует установленный порядок решения возникающих проблем.

    Первая версия опубликована в DOAJ 10 января 2014 года
    Вторая версия опубликована в DOAJ в июне 2015 г.
    Данная версия документа опубликована в DOAJ 15 января 2018 года

     

    Комитет по этике публикаций (COPE, https://publicationethics.org)

    COPE предоставляет консультации редакторам и издателям по всем аспектам этики публикаций и, в частности, как действовать в ситуациях, связанными с нарушением исследовательской и публикационной этики. Комитет также предоставляет форум своим членам для обсуждения индивидуальных случаев. COPE сам не занимается расследованием конкретных случаев недобросовестных практик, но рекомендует редакторам обращаться в соответствующие органы (обычно это исследовательское учреждение или работодатель). Все члены COPE должны работать в соответствии с принципами публикационной этики COPE, изложенными в core practices.

    Директория журналов открытого доступа (DOAJ, https://doaj.org)

    Миссия DOAJ заключается в том, чтобы курировать, поддерживать, развивать и являться источником надежной информации о научных журналах открытого доступа в Интернете; гарантировать соответствие практик журналов, включенных в перечень, лучшим стандартам научной деятельности; повышать видимость, распространение и привлекательность журналов открытого доступа; предоставлять ученым, библиотекам, университетам, научно-исследовательским фондам и другим заинтересованным сторонам возможность пользоваться предоставленной информацией и услугами; облегчать интеграцию журналов открытого доступа с сервисами библиотек и агрегаторов; по возможности оказывать помощь издателям и их журналам в повышении стандартов их деятельности. Таким образом DOAJ способствует развитию системы научных коммуникаций для прогресса науки, образования, промышленности, инноваций, общества и всех людей. DOAJ сотрудничает со всеми заинтересованными сторонами, работающими над достижением этих целей.

    Ассоциация издателей открытого доступа (OASPA, https://oaspa.org)

    OASPA является профессиональной ассоциацией, созданной в 2008 году, чтобы представлять интересы издателей научной литературы любой тематической направленности, работающих по модели открытого доступа (Open Access, OA). Поощряя сотрудничество в разработке соответствующих бизнес-моделей, инструментов и стандартов для поддержки публикации ОА, OASPA стремится внести вклад в процветающее и устойчивое будущее на благо своих членов и научных сообществ, которым они служат. Эта миссия осуществляется путем обмена информацией, установления стандартов, продвижения моделей, пропаганды, образования и внедрения инноваций.

    Всемирная ассоциация медицинских редакторов (WAME, http://www.wame.org)

    WAME является глобальной некоммерческой добровольной ассоциацией редакторов рецензируемых медицинских журналов, которые стремятся развивать сотрудничество и общение между редакторами; улучшать редакционные стандарты; продвигать профессионализм в области медицинского редактирования посредством образования, самокритики и саморегуляции; и поощрять исследования в области принципов и практики медицинского редактирования. WAME разрабатывает рекомендации по совершенствованию политики редакционно-издательской деятельности и внедрению лучших практик для редакторов медицинских журналов.

    Перевод выполнен Натальей Поповой.

Principles of Transparency and Best Practice in Scholarly Publishing

Introduction

The Committee on Publication Ethics, the Directory of Open Access Journals, the Open Access Scholarly Publishers Association and the World Association of Medical Editors are scholarly organizations that have seen an increase in the number, and broad range in the quality of, membership applications. Our organizations have collaborated to identify principles of transparency and best practice for scholarly publications and to clarify that these principles form the basis of the criteria by which suitability for membership is assessed by COPE, DOAJ and OASPA, and part of the criteria on which membership applications are evaluated by WAME. Each organization also has their own, additional criteria which are used when evaluating applications. The organizations will not share lists of publishers or journals that failed to demonstrate that they met the criteria for transparency and best practice.

This is the third version of a work in progress (published January 2018); the first version was made available by OASPA in December 2013 and a second version in June 2015. We encourage its wide dissemination and continue to welcome feedback on the general principles and the specific criteria. Background on the organizations is below.

An infographic of these Principles was commissioned by COPE and is available to download here: [Landscape A4 version] [Tall 'poster' version]

A Spanish version and a Portuguese version of the Principles are available.

 

Principles of Transparency

  1. Website
    A journal's website, including the text that it contains, shall demonstrate that care has been taken to ensure high ethical and professional standards. It must not contain information that might mislead readers or authors, including any attempt to mimic another journal/publisher’s site.
    An 'Aims & Scope' statement should be included on the website and the readership clearly defined. There should be a statement on what a journal will consider for publication including authorship criteria (e.g. not considering multiple submissions, redundant publications) to be included. ISSNs should be clearly displayed (separate for print and electronic).
  2. Name of journal
    The Journal name shall be unique and not be one that is easily confused with another journal or that might mislead potential authors and readers about the Journal's origin or association with other journals.
  3. Peer review process
    Journal content must be clearly marked as whether peer reviewed or not. Peer review is defined as obtaining advice on individual manuscripts from reviewers expert in the field who are not part of the journal's editorial staff. This process, as well as any policies related to the journal's peer review procedures, shall be clearly described on the journal's Web site, including the method of peer review used. Journal websites should not guarantee manuscript acceptance or very short peer review times.
  4. Ownership and management
    Information about the ownership and/or management of a journal shall be clearly indicated on the journal's website. Publishers shall not use organizational or journal names that would mislead potential authors and editors about the nature of the journal's owner.
  5. Governing body
    Journals shall have editorial boards or other governing bodies whose members are recognized experts in the subject areas included within the journal's scope. The full names and affiliations of the journal's editorial board or other governing body shall be provided on the journal's website.
  6. Editorial team/contact information
    Journals shall provide the full names and affiliations of the journal's editors on the journal's website as well as contact information for the editorial office, including a full address.
  7. Copyright and Licensing
    The policy for copyright shall be clearly stated in the author guidelines and the copyright holder named on all published articles. Likewise, licensing information shall be clearly described in guidelines on the website, and licensing terms shall be indicated on all published articles, both HTML and PDFs. If authors are allowed to publish under a Creative Commons license then any specific license requirements shall be noted. Any policies on posting of final accepted versions or published articles on third party repositories shall be clearly stated.
  8. Author fees
    Any fees or charges that are required for manuscript processing and/or publishing materials in the journal shall be clearly stated in a place that is easy for potential authors to find prior to submitting their manuscripts for review, or explained to authors before they begin preparing their manuscript for submission. If no such fees are charged that should also be clearly stated.
  9. Process for identification of and dealing with allegations of research misconduct
    Publishers and editors shall take reasonable steps to identify and prevent the publication of papers where research misconduct has occurred, including plagiarism, citation manipulation, and data falsification/fabrication, among others. In no case shall a journal or its editors encourage such misconduct, or knowingly allow such misconduct to take place. In the event that a journal's publisher or editors are made aware of any allegation of research misconduct relating to a published article in their journal, the publisher or editor shall follow COPE's guidelines (or equivalent) in dealing with allegations.
  10. Publication Ethics
    A journal shall also have policies on publishing ethics. These should be clearly visible on its website, and should refer to: i) Journal policies on authorship and contributorship; ii) How the journal will handle complaints and appeals; iii) Journal policies on conflicts of interest / competing interests; iv) Journal policies on data sharing and reproducibility; v) Journal's policy on ethical oversight; vi) Journal's policy on intellectual property; and vii) Journal's options for post-publication discussions and corrections.
  11. Publishing schedule
    The periodicity at which a journal publishes shall be clearly indicated.
  12. Access
    The way(s) in which the journal and individual articles are available to readers and whether there are associated subscription or pay per view fees shall be stated.
  13. Archiving
    A journal's plan for electronic backup and preservation of access to the journal content (for example, access to main articles via CLOCKSS or PubMedCentral) in the event a journal is no longer published shall be clearly indicated.
  14. Revenue sources
    Business models or revenue sources (eg, author fees, subscriptions, advertising, reprints, institutional support, and organizational support) shall be clearly stated or otherwise evident on the journal's website. Publishing fees or waiver status should not influence editorial decision making.
  15. Advertising
    Journals shall state their advertising policy if relevant, including what types of adverts will be considered, who makes decisions regarding accepting adverts and whether they are linked to content or reader behavior (online only) or are displayed at random. Advertisements should not be related in any way to editorial decision making and shall be kept separate from the published content.
  16. Direct marketing
    Any direct marketing activities, including solicitation of manuscripts that are conducted on behalf of the journal, shall be appropriate, well targeted, and unobtrusive. Information provided about the publisher or journal is expected to be truthful and not misleading for readers or authors.
  17. In the event that a member organization is found to have violated these best practices, or other specific requirements of the organisation, OASPA/DOAJ/COPE/WAME shall in the first instance try to work with them in order to address any concerns that have been raised. In the event that the member organization is unable or unwilling to address these concerns, their membership in the organization may be suspended or terminated.

    OASPA/DOAJ/COPE/WAME have procedures for dealing with concerns raised about members.

    This version published on DOAJ: 15 January 2018
    Second version published on DOAJ: June 2015
    First version published on DOAJ: 10 January 2014

     

    About the Committee on Publication Ethics (COPE, https://publicationethics.org)

    COPE provides advice to editors and publishers on all aspects of publication ethics and, in particular, how to handle cases of research and publication misconduct. It also provides a forum for its members to discuss individual cases. COPE does not investigate individual cases but encourages editors to ensure that cases are investigated by the appropriate authorities (usually a research institution or employer). All COPE members are expected to apply COPE principles of publication ethics outlined in the core practices.

    About the Directory of Open Access Journals (DOAJ, https://doaj.org)

    The mission of the DOAJ is: to curate, maintain and develop a source of reliable information about open access scholarly journals on the web; to verify that entries on the list comply with reasonable standards; to increase the visibility, dissemination, discoverability and attraction of open access journals; to enable scholars, libraries, universities, research funders and other stakeholders to benefit from the information and services provided; to facilitate the integration of open access journals into library and aggregator services; to assist, where possible, publishers and their journals to meet reasonable digital publishing standards; and to thereby support the transition of the system of scholarly communication and publishing into a model that serves science, higher education, industry, innovation, societies and the people. Through this work, DOAJ will cooperate and collaborate with all interested parties working toward these objectives.

    About the Open Access Scholarly Publishers Association (OASPA, https://oaspa.org)

    OASPA is a trade association that was established in 2008 in order to represent the interests of Open Access (OA) publishers globally across all disciplines. By encouraging collaboration in developing appropriate business models, tools and standards to support OA publishing, OASPA aims to help ensure a prosperous and sustainable future for the benefit of its members and the scholarly communities they serve. This mission is carried out through exchanging information, setting standards, advancing models, advocacy, education, and the promotion of innovation.

    About the World Association of Medical Editors (WAME, http://www.wame.org)

    WAME is a global nonprofit voluntary association of editors of peer-reviewed medical journals who seek to foster cooperation and communication among editors; improve editorial standards; promote professionalism in medical editing through education, self-criticism, and self-regulation; and encourage research on the principles and practice of medical editing. WAME develops policies and recommendations of best practices for medical journal editors and has a syllabus for editors that members are encouraged to follow.